Продолжаем разгребать завалы событий уже прошлого года. Сегодня поговорим о виртуальной, дополненной реальности и голографии.

Виртуальная реальность

Сыграв в десяток игр и посмотрев несколько роликов в виртуальной реальности, могу сказать – технологии быть! Что же нас ожидает?

Кто смотрел фильм/читал книгу «Первому игроку приготовиться», возможно, помнит, что там был целый виртуальный мир Oasis, в котором взаимодействовали самым разнообразным образом: играли, работали, водили машины, сражались и др. По сюжету этот мир был создан в 2025 году. В нашем мире, вероятно, он появится раньше.

Facebook представила сервис Horizon, который появится уже в этом году. Это будет мир в виртуальной реальности, в котором люди могут создавать собственные миры, общаться с другими пользователями, смотреть фильмы и выполнять другие действия. Игра будет совместима с игровой VR-гарнитурой Oculus Quest.

Хотите что-то потрогать в виртуальной реальности? Скоро это перестанет быть проблемой уже немало компаний представило перчатки и даже целые костюмы, которые дают возможность ощутить тактильно виртуальность. Новинкой являются перчатки виртуальной реальности от Teslasuit, являющиеся этаким мостом между реальным и цифровым миром. Создатели уверяют, что такие перчатки точно имитируют осязания, а также чувство ускорения конечности, что позволит быстрее овладеть навыками, тренируемыми в виртуальности, и в физическом мире. Эти перчатки покажут миру совсем скоро на выставке технологий CES 2020.

В Facebook показали прототип браслетов Tasbi, которые позволяют управлять виртуальными пространством и при этом обладают несколькими видами тактильной обратной связи. В совокупности браслеты Tasbi могут обеспечивать, по словам разработчиков, «вибрации» и «сжимания», когда пользователь будет взаимодействовать с контентом. При этом взаимодействие не ограничивается ответом на то, что происходит внутри виртуального мира. Tasbi может также управлять голографическими объектами и позволять «чувствовать» их (проще говоря, можно будет, например, пожать руку голограмме).

Допустим, вы захотите дотронуться до кого-то в виртуальности. С помощью перчаток/костюма Teslasuit или иных производителей вы почувствуете прикосновения, а что насчет человека, к которому прикасаетесь? Даже тонкий оттенок прикосновения помогут передать технологии типа пластыря, созданного в Америке в Северо-Западном университете. В настоящее время электронный пластырь прилипает к коже и с помощью 32 приводов испускает вибрации, которые интерпретируются мозгом как те или иные виды прикосновений. По мнению создателей, подобный механизм будет использован для имитации прикосновений во время онлайн переговоров, а также в VR-играх.

Хотите, чтобы ваш виртуальный образ имел естественную артикуляцию? Тогда система гиперреалистичных аватаров от Facebook Reality Labs должна вам понравиться. Система способна анимировать виртуальные аватары в режиме реального времени с беспрецедентной точностью благодаря трем стандартным камерам в гарнитуре, которые фиксируют глаза и рот пользователя.

Вы только посмотрите, насколько точно слова людей попадают в движение губ аватара!

Благодаря развитию отрасли, CCS Insight прогнозирует, что к 2029 году развитие виртуальной реальности и забота об экологии сократят количество деловых поездок на 20 процентов.

 

Перейдем к дополненной реальности

Вот компания Magic Leap, которая в прошлом году представила миру так себе очки дополненной реальности, не думает сдавать позиции. Кроме разработки новой версии своих очков они хотят размыть границу между реальным и цифровым миром с помощью Magicverse. А точнее, дополнить наш мир цифровыми слоями. Смотрите на здание – это здание, включаете в очках первый цифровой слой – видите, как спроектировано это здание, как проходят в нем все внутренние электро-газо-водо-канализационные сети, включаете третий слой – видите, что было на месте этого здания 100 лет назад, включаете четвертый слой – смотрите, как по зданию бегают покемоны. Как-то так.

«Magicverse сможет ускорить и сделать эффективнее экономические процессы по всему миру, сотрет границы пространства и времени, обеспечит возможности общения и совместного выполнения работ при помощи инструментов и способов, которых не было ранее»

Однако над подобными проектами также трудятся и Google (точнее, Alphabet Inc), Facebook (да-да, их компания Oculus сейчас активно разрабатывают очки дополненной реальности) и Microsoft и десятки иных более мелких организаций. Так что готовьтесь к слоистому миру.

Можете уже мельком взглянуть на дополненный мир в своих Google-картах, ведь в 2019 году сервис ввел функцию Live View – навигацию в дополненной реальности. В Google позиционируют эту функцию как «тревел-компаньона».

Должна появиться еще одна гарнитура для дополненной реальности, которая будет выглядеть как обычные очки. Китайский стартап Nreal анонсировал гарнитуру смешанной реальности Light, которая весит всего 85 граммов и практически неотличима от классических солнцезащитных очков.

А вот в полноценные настольные игры в дополненной реальности в этом году я еще поиграть не могу – нет доступных качественных гарнитур и ПО для этого. Но в следующем году должна выйти гарнитура Tilt Five, созданная специально для этих целей. Прогноз по доступным подобным гарнитурам переношу на 2021 год.

А в 2022 году должна выйти и AR/VR гарнитура от Apple в виде «лёгких очков». Уже в этом году компания представит 3D-сенсоры для iPad Pro, которые позволят пользователям реконструировать комнаты, людей и объекты в трех измерениях. К концу года эти сенсоры должны стать совместимы с iPhone. К 2023 году очки от Apple будут доступны для повседневного использования.

В этом же 2022 году Samsung выпустит Galaxy Glasses. Конкуренция – это хорошо. Сфера будет развиваться.

К моему глубочайшему сожалению, многообещающие очки дополненной реальности от Intel, проецирующие изображение на сетчатку не выйдут в массовое производство. Проект свернули из-за того, что представители Intel не договорились с поставщиками оборудования ☹ Однако процесс запущен! Подобные очки начали производить и другие компании. Так, компания Bosch анонсировала еще более крутые очки, внешне неотличимые от обычных, способные проецировать изображение на сетчатку, которые покажет на грядущей выставке CES 2020. Очки могут выводить сплывающие сообщения, списки, небольшие подсказки и прочее. Представители фирмы Bosch заявляют, что первые умные очки такого рода начнут выпускаться уже в 2021 году.

В сфере голографии также произошло немало интересного

В наше время уже есть технологии для голографических звонков. Один из таких даже состоялся в России в прошлом месяце.

Достаточно интересные осязаемые голограммы в 2019-м научились создавать с помощью ультразвука. Создана система мультимодального дисплея с акустической ловушкой (multimodal acoustic trap display, MATD). Изображения создаются между двумя горизонтальными пластинами, в которые встроено много-много маленьких динамиков.

Канадские исследователи представили этакий голографический аквариум – сферу диаметром 60 см, в которую проецируется трехмерное изображение. Чтобы смотреть в этот «магический шар», нужны специальные очки.

«Пользователи могут ходить вокруг шара и видеть изображение под разным ракурсом, так как очки постоянно отслеживают положение их тела относительно сферического дисплея. Считается, что технология найдет применение в многопользовательских играх, 3D-моделировании и в видеоконференциях. Так как собеседник, скорее всего, будет использовать только одну камеру, его лицо будет крутиться вокруг своей оси в зависимости от положения пользователя — посмотреть на затылок человека не получится». Кто бы мог подумать, что в 2019 году голография так себя проявит?

А австралийская компания Euclideon сообщила о создании первого в мире многопользовательского голографического стола-проектора Holotable для работы с 3D-моделями в дополненной реальности. В числе основных применений авторы предлагают создание и демонстрацию объектов недвижимости и дизайна.

Хоть и в рекламных целях, но была создана система, которая с помощью воды и света создает красивейшую «капельную» модель двигающегося человеческого силуэта.

Современные голограммы помогают животным. Так, немецкий цирковой театр Ронкалли полностью отказался от участия настоящих животных в своих представлениях. Однако на арене все еще бегают лошади, слоны показывают трюки, а перед зрителем плавают огромные рыбы. Причем отказ от настоящих животных никак не уменьшил количество посетителей. Наоборот, все посетившие представление с голографическими животными в полом восторге, продажи билетов существенно возросли. Выглядит впечатляюще.

Если вам нравятся материалы нашего проекта, и вы хотите видеть публикации, переводы, видео, подкасты и иные активности чаще, поспособствуйте этому! Создание всего контента требует вложения времени и личных средств. У нас еще много планов и в их осуществлении помогут ваши пожертвования. Помочь проекту.